Список терминов и сокращений Формулы-1
107% в квалификации. В ходе первой сессии квалификационных заездов (Q1), пилот, который не в состоянии установить время прохождения круга в 107 процентах от лучшего времени Q1, к старту не допускается. Однако, в исключительных случаях комиссары могут позволить пилоту выйти на старт Гран-при.
Андэркат. (Undercut) Тактика проведения пит-стопа, позволяющая опередить соперника за счёт более быстрого движения по трассе в момент когда соперник ещё не совершил пит-стоп и едет медленно из-за изношенных покрышек или же наоборот когда он уже провёл пит-стоп и едет медленнее из-за непрогретых шин.
Апекс. (Apex) Центральная внутренняя точка поворота.
Баланс тормозов. (Brake balance) Переключатель в кабине, чтобы пилот мог изменять тормозное усилие между передними и задними колесами в соответствии с необходимостью.
Боксы. Место хранения и обслуживания автомобилей. В каждом боксе размещается одна машина. Заезд в боксы во время гонки запрещен и считается сходом пилота.
Деградация шин (Blistering). Следствие перегрева шины, или части шины. Избыточное тепло может вызвать разрушение резины, она смягчается и отрываются куски из поверхности шины. Волдыри могут быть вызваны неправильным выбором типа шин (например, они являются слишком мягкими для этой трассы), слишком высокого давления в шинах, или неправильной настройки автомобиля.
Диффузор (Diffuser). Задняя часть автомобиля, где воздух проходит под днище машины. Конструкция диффузора имеет решающее значение, поскольку она контролирует скорость, с которой воздух проходит. Чем быстрее выход воздуха, тем ниже его давление под колесами и, следовательно, генерируется более высокая прижимная сила автомобиля.
DRS (Drag Reduction System). Также известно как регулируемое заднее крыло. DRS позволяет пилоту настроить площадь заднего крыла из кабины, открывая или закрывая половину плоскости. Система может быть использована в любое время в практике и квалификации, кроме дождевых условий, но во время гонки ее можно включить, только когда пилот отстает не более чем на одну секунду от передней машины и только в заранее определенных зонах на трассе. Система деактивируется как только пилот нажимает на тормоз. В сочетании с KERS (ERS), она предназначена для стимулирования обгонов. Также как КЕРС, DRS не обязательна к использованию.
Закрытый парк (Parc ferme) Огороженная территория, на которой находятся автомобили после квалификации и гонки, куда не допускаются члены команд, кроме как под строгим надзором стюардов. Любое обслуживание автомобилей в закрытом парке запрещено.
Квалификация (Qualifying). Предварительная гоночная сессия в субботу, в которой пилоты соревнуются с целью установить лучшее время на круге, в соответствии с которым они займут места на старте гонки.
KERS (Kinetic Energy Recovery Systems). Система восстановления кинетической энергии, или КЕРС применяется, начиная с 2009 года. KERS восстанавливает кинетическую энергию, возникающую при торможении, сохраняет ее и затем дает возможность воспользоваться ей для ускорения автомобиля. Пилот имеет доступ к дополнительному питанию в течение ограниченного периода времени на кругу, через кнопку «boost button’ на рулевом колесе. При полной батарее (ES) KERS дает увеличение мощности двигателя на 80 лошадиных сил в течение 6,7 секунды. С 2014 года используется усовершенствованная система ERS, которая, помимо кинетической (блок MGU-K), восстанавливает и тепловую энергию (блок MGU-H). Значительно увеличено время использования батареи ERS. Новые батареи обеспечивают прибавку мощности на 160 л/с в течение 33 секунд.
Кокпит (Cockpit). Часть корпуса болида, в котором сидит пилот.
Командный мостик – Питволл (Pit wall). Место, где владелец команды, менеджеры и инженеры наблюдают за ходом гонки. Как правило, оборудуется навесом, чтобы сохранить от солнца и дождя мониторы.
Леденец (Lollipop). Знак на длинной рукоятке, который держит один из механиков во время пит-стопа, чтобы показать пилоту, что нужно нажимать на тормоз до полной смены резины и обслуживания автомобиля.
Маршал (Marshal). Должностное лицо, которое осуществляет надзор за безопасностью во время гонки. Маршалы иметь несколько задач, в том числе наблюдение за зрителями, чтобы они не подвергали себя опасности. Они помогают удалить с трассы автомобили после аварии, размахивают флагами, подавая сигналы пилотам.
Машина Безопасности. Сэфети-кар (Safety Car). Автомобиль, не участвующий в гонке, который выезжает, чтобы ехать впереди всех в гонке в случае возникновения проблем на трассе.
Моторхоум (Motorhome). Передвижные помещения в которых располагаются команды для отдыха во время проведения Гран-при.
Омологация. Официальное признание ФИА, РАФ или иной НАФ того факта,
что необходимое количество автомобилей определенной модели или узлов/ агрегатов для
определённой модели автомобиля выпущены в условиях серийного производства.
Подтверждением того, что автомобиль, агрегат, узел, деталь омологированы, является
предоставление заявителем экземпляра оригинальной омологационной карты ФИА, РАФ или
иной НАФ.
Под омологацией также понимается официальное признание ФИА, РАФ или иной НАФ того
факта, что изготовленное производителем оборудование безопасности автомобиля или
защитная экипировка спортсмена удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям/
стандартам/правилам омологации. Подтверждением того, что устройство
безопасности/элемент экипировки спортсмена омологированы, является предоставление
заявителем омологационного сертификата.
Паддок (Paddock). Огороженная часть рядом с трассой, где располагаются команды и их обеспечение. Посторонние лица в падок не допускаются.
Пит (Pits). Площадь рядом с боксами команды напротив старта/финиша, где автомобили останавливаются для смены шин, заправки топливом во время гонки, для настройки машины во время свободных практик и квалификаций.
Пит-лейн (Pit-Line)
Пит-стоп (Pit-stop).
Пит-уолл (Pit-wall).
Поул-позишн (Pole position). Первое место на стартовой решетке, которое занимает перед стартом пилот, показавший самое лучшее время прохождения круга в квалификации.
Проезд через пит-лейн (Drive-through penalty). Одна из двух штрафных санкций для пилотов, которые могут быть наказаны по усмотрению организаторов во время гонки. Пилот должны заехать на пит-лэйн и проехать через него соблюдая ограничения скорости, после чего вновь присоединиться к гонке, без остановки.
Стюард (Steward). Один из трех высокопоставленных чиновников на каждом Гран-при, которые назначаются для принятия решений по ходу гонки.
Свободная практика (Practice). Специально отведенное время в пятницу и в субботу утром перед Гран-при, когда пилоты могут изучить трассу, потренироваться на ней, провести работы по настройке своих автомобилей для квалификации и гонки.
Слипстрим. обгон с использованием зоны разреженного воздуха за впередиидущей машиной. Гонщик, едущий сзади подъезжает вплотную к сопернику и, используя меньшее сопротивление воздуха, разгоняется, что облегчает обгон.
Стартовая решетка (Starting grid). Место на трассе, где машины выстраиваются перед стартом гонки в том порядке, в каком они завершили субботние квалификационные заезды
Стоп-энд-гоу (Stop-go penalty). Наказание пилота в ходе гонки, когда он обязан заехать на пит-лэйн и остановиться у своего бокса на 10 секунд. Дозаправки, обслуживание машины, смена покрышек не допускаются. Контроль времени остановки возлагается на механиков команды.
Трэкшн-контроль (Traction Control). Противобуксовочная система, благодаря которой, между ведущими колесами автоматически распределяется крутящий момент двигателя.
Формировочный круг (Formation lap). Первый круг после выезда из боксов, чтобы машины встали на свои места на стартовой решетке. Иногда называется warm-up.
Шикана (Chicane). Жесткая последовательность поворотов в разных направлениях. Обычно делаются на трассе, чтобы замедлить автомобили, чаще всего перед высокоскоростным поворотом.
Шейкдаун (Shakedown). Короткие пробные заезды для проверки работоспособности агрегатов. В Формуле-1 разрешено проехать не более 100 километров на команду. Кроме этого, в отличие от предсезонных тестов во время шейкдауна не проводятся регулировки и проверки настроек силовой установки и элементов аэродинамики
Шпилька. Крутой поворот свыше 135 градусов, требующий жесткого торможения, который проходится на медленной скорости